Статьи

Михаил Петрович Щетинин. Школа Щетинина (на этой странице)

Школа Щетинина. Дети школы Щетинина: "каждый вечер мы продумываем, моделируем предстоящий день. Представляем образы, которые будут в нашем доме... Мы все это делали с любовью, старались своим состоянием привнести в будущее только хорошее, радостное. — Откуда вы берёте знания, способности? — От звёзд"

Владимир Мегре. «Пространство любви». О школе М.Щетинина

Видеофильмы о школе М.П.Щетинина - смотреть он-лайн, скачать

Шалва Амонашвили. «Идея школы Щетинина»

Михаил Петрович Щетинин. Школа Щетинина


Михаил Петрович Щетинин - академик РАО, заслуженный учитель России, руководитель Государственного общеобразовательного лицея-интерната комплексного формирования личности детей и подростков п. Текос Краснодарского края.
Источник фото: http://www.belaya-vezha.com/ru/school-schetinin 
Михаил Петрович Щетинин - академик РАО, профессор, заслуженный учитель России, руководитель Государственного общеобразовательного лицея-интерната комплексного формирования личности детей и подростков п. Текос Краснодарского края.


Cайт русской родовой школы Щетинина в Текосе
http://rodova.narod.ru/



На сайте общественной независимой газеты в защиту культуры «Светоград»
«Светоград» - общественная независимая газета (г. Владивосток) освещает вопросы культуры: науки, искусства, религии, этики

можно найти материал
«Главное педагогическое чудо планеты»


...на дворе уже 2007 год. Теперь о феномене “Школа Щетинина” говорят как о состоявшемся удивительном чуде – русском чуде!


...Михаила Петровича Щетинина и самобытный коллектив песни и танца “Колокола России” под его руководством.


Полная противоположность основной массе учеников обычных общеобразовательных школ – воспитанники Щетинина. Там, в радостной, гармоничной атмосфере сотрудничества, где каждый ребёнок одновременно и ученик и учитель, происходит то, что со стороны может показаться чудом: ребята к 14-15 годам оканчивают курс средней школы, к 17-18 – получают 2-3 высших образования, сами пишут учебники, интегрированные, образовательные курсы, овладевают трудовыми специаль-ностями. Многие из этих 15-летних выпускников вузов, двадцатилетних аспирантов, учащихся щетининской школы – экономистов, педагогов, инженеров, архитекторов, молодых учёных – совершенно серьёзно говорят о скором их участии в государственной, политической и экономической жизни России. И порой чудом кажется их горячая и бескорыстная любовь к Родине.


Артём Соловейчик, гл. редактор газеты “Первое сентября”:

“На пустом месте (в прямом смысле этого слова, ибо нынешняя школа Щетинина построена на пустыре) состоялась совершенно новая организация педагогики..."

Ирина Кирьянова, соб. корр. “Литературной газеты”:

“Целую неделю, вернувшись из Текоса, я, кажется, только и доказывала, что действительно видела то, о чём рассказываю… Чистый родник, сотворённый руками Человека посреди обезображенной человечеством природы, — вот что такое эта Школа”.

Корреспондент газеты “Первое сентября” Александр Адамский:

“Пока только Щетинин смог сделать так, что разные дети движутся в учении своим, исключительно индивидуальным темпом. И поэтому по физике щетининский ученик может учиться в 9 классе, а архитектуру изучать по вузовской программе. Это и есть непрерывное образование. Кто смог такое сделать? Это представить себе трудно, а не то что придумать и осуществить. Конечно, Щетинин – гений . Конечно, Михаил Петрович – художник, мыслитель, выдающийся деятель нашей культуры”.

Рисунок-фреска, выполненная фантазией и руками ребят в школе Щетинина
Рисунок-фреска, выполненная фантазией и руками ребят в школе Щетинина


Что больше всего поражает посетителей школы? Отменены классы, а вместо них сформированы разновозрастные группы, и все ребята попеременно то учатся, то сами учат, преподают; здесь не выставляются отметки, не задаются домашние задания – их просто нет! Сокращено время уроков. Учёба в первой половине дня сочетается с физическим трудом школьников во второй половине дня. Усиленное внимание уделяется музыке, пению, хореографии – эти “несерьёзные” уроки чередуются с “серьёзными”.

А как внешне выглядит школа Щетинина? Дмитрий Зуев, члена-корреспондент РАО, профессор:

“Я был поражён, оказавшись в центре древнерусского поселения, состоящего из изящных теремов с устремлёнными в беспредельное голубое небо башенками и шпилями, опоясанных галереями и верандами, причём выстроенных по проектам, созданным в собственной архитектурной мастерской. Как не похожи силуэты этого фантастического поселения, чётко вырисовавшегося на фоне кавказских предгорий, на силуэты стандартных коробок московских школьных зданий, распластавшихся у подножий столь же уродливых коробок многоэтажных жилых корпусов! До боли мне обидно за наших городских ребятишек, обречённых на пожизненное лицезрение этих убогих пейзажей.

Школа Щетинина

Школа Щетинина выстроена по проектам, созданным в собственной архитектурной мастерской.

Школа Щетинина внутри

Школа Щетинина внутри

Школа Щетинина внутри
Автор фото: Ю.В. Кольцов (в период его работы в школе Щетинина)
Источник фото:
Белая Вежа - фото школы Щетинина

Но главное не это. Главное – широко распахнутые глаза улыбающихся, просто светящихся от радости ребят”.

Дети школы Щетинина

Школа Щетинина: "... широко распахнутые глаза улыбающихся, просто светящихся от радости ребят"

Школа Щетинина: "... широко распахнутые глаза улыбающихся, просто светящихся от радости ребят"

Школа Щетинина: "... широко распахнутые глаза улыбающихся, просто светящихся от радости ребят"
Автор фото: Ю.В. Кольцов (в период его работы в школе Щетинина)
Источник фото:
Белая Вежа - фото школы Щетинина


В Школе Щетинина обычные дети бывшего Союза осваивают программу 11-летней школы за один год, затем за 1-3 года заканчивают 2 - 4 ВУЗА, при отличном здоровье, прекрасном владении рядом распространенных специальностей.

В  Школе Щетинина обычные дети бывшего Союза осваивают программу 11-летней школы за один год, затем за 1-3 года заканчивают 2 - 4 ВУЗА, при отличном здоровье, прекрасном владении рядом распространенных специальностей. После проверки деятельности Школы специалистами ООН Школа Щетинина была признана лучшей в мире, не имеющей аналогов.

После проверки деятельности Школы специалистами ООН Школа Щетинина была признана лучшей в мире, не имеющей аналогов.

Источник: http://www.krasenio.ru/news.php?lng=ru&pg=&id=2


На сайте Проект 2084 - общество будущего - Статьи: Школа Щетинина
можно прочесть материал:
Газета"Берег", г.Воронеж
8 августа 1999
Алексей Сухоруких
«Рассказ о Русской школе в Золотой Долине»

В конце 1970-гг. в Белгородской области, в поселке Ясные Зори, появилась уникальная, первая в Советском Союзе школа комплексного обучения, руководителем которой стал тогда еще никому не известный учитель музыки Михаил Петрович Щетинин. Школа росла, о необычности нового учебного заведения ширились слухи, и вскоре, после интервью Щетинина в "Комсомольской правде", на "странную" школу обратили самое пристальное внимание в Москве. Неопределенные поначалу отзывы из министерства образования СССР вскоре стали резко негативными. Откровенная статья Щетинина в журнале "Новый мир" подлила масла в огонь: последовали вызовы в ЦК КПСС и "проработка" по всем партийным инстанциям. Школа была закрыта, набор готовящейся к изданию книги М.Щетинина рассыпан.

Прошло несколько лет, и вот в селе Зыбково Кировоградской области Украинской ССР вновь открылась необычная школа интернатного типа, о которой вновь заговорили и и повсеместно: на родине Сухомлинского появился талантливый педагог, практически в одиночку проводящий в жизнь свои более чем неординарные замыслы - Михаил Щетинин. Однако школу в селе Зыбково ждала такая же участь, что и школу в Ясных Зорях: последовал разгром.

В 1988 году необычных гостей приняла станица Азовская Краснодарского края: в местную школу вместе со своими единомышленниками приехал директор Михаил Петрович Щетинин. Необычность взаимоотношений между учениками и учителями, ни с чем не сравнимая организация учебного процесса, свобода самовыражения учеников, казавшаяся бесцеремонностью многим из тех, кто "учил уже не первый год и кое-что знает", необъяснимая притягательность нового директора, а главное - дух единения и творчества, ускользающий от всякой классификации, а потому вызывающий неподдельную тревогу в ситуациях отчужденности и невостребованности всех имеющихся, но ставших бесполезными педагогических шаблонов у ряда учителей - все это и определило основную причину конфликта в педагогическом коллективе Азовской школы. Вскоре коллектив разделился: М.Щетинин, часть учителей и учеников переехали в Золотую Долину под Геленджиком. В их распоряжение была предоставлена армейская казарма, которую предстояло превратить в помещение, где можно если не жить, то хотя бы учиться...

Таким было начало Русской родовой школы-лицея, возглавляемой сегодня уже академиком РАО Михаилом Щетининым. Школы, единственной в своем роде на всю страну: учебного заведения нового типа, принимающего детей из самых разных уголков России, из стран СНГ и существующего на балансе государственного бюджета в ранге долгосрочной экспериментальной площадки министерства общего и профессионального образования РФ с целью выработать практические решения по внедрению комплексной программы общероссийского образования на первую четверть ХХI века.

Русскую родовую школу, Центр непрерывного образования академика Щетинина не первый год курирует непосредственно Минобразование, ежегодно она принимает самых разных гостей, в том числе из-за рубежа, с ней тесно сотрудничает Международный центр им.Рерихов, неправительственная организация при ООН, член правления которой заслуженная артистка России Н.С.Бондарчук в свое время значительно способствовала тому, чтобы о школе Щетинина, о ее концепции узнали как можно больше людей а России, так и вне ее. И небезуспешно: за все эти годы множество людей самых разных профессий - педагоги, бизнесмены, журналисты, просто энтузиасты - побывали в щетининской школе, познакомились с ее жизнью и опытом работы в ней. Для всех, кто пожелает, двери школы открыты, хотя мест в ней зачастую просто не хватает: на множество гостей их всего 350 для детей и взрослых.   ...вся статья

Узнать больше:

Картины Николая Рериха несут благодатную энергию, исцеляют, успокаивают. Где в Интернете можно найти репродукции картин Н. Рериха, чтоб потом распечатать их на принтере.




"Граница России" № 20, 2001 г.

...в лицее учатся ребята всех народностей дагестанцы, балкары, белорусы, молдаване... Много здесь и представителей Якутии, президент которой посещал лицей и решил создать нечто подобное у себя в республике. Тем более что "школа Щетинина" имеет сертификат ЮНЕСКО.

Узнать больше:

Сайт ЮНЕСКО. Бюро ЮНЕСКО в Москве: Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО Российской Федерации:

№18. Centre de Formation des Persormalites des Enfants et des Adolescentes
           Mr. Mikhail Chetinin
           5, Rue Lesnaya 353 384 Guelendjik Vil Tekos Krasnodar Region

смотреть...

Узнать больше:

Диссертация кандидата педагогических наук Головинской Е.В.

Проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО».
Ассоциированные школы ЮНЕСКО - учебно-воспитательные учреждения, деятельность которых направлена на создание условий для воспитания детей планеты в духе мира, сотрудничества между народами с целью обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности, соблюдения прав человека и основных свобод всех, независимо от расы, пола, языка и вероисповедания. Обобщение опыта Ассоциированных школ ЮНЕСКО открывает новые пути вхождения России в мировое образовательное пространство и является значимым для нравственного воспитания подрастающих поколений.
смотреть...

В лицее сумели создать такие условия, что любой пятиклашка, прибывший из обычной школы, может за два года успешно пройти курс средней школы. И получить затем сразу два(!) высших образования. Очень важно и то, что дети сами кашеварят на кухне, пекут хлеб, выращивают зелень к столу. И, конечно же, не помышляют о воровстве из кухонных котлов...

Есть в лицее своя пасека из 120 пчелосемей, цех по переработке лекарственных трав, большой рыбный стан на Черном море, "соевая корова" (аппарат для приготовления всяческих вкусностей из сои) и даже... страусиная ферма.

Правда, лицеисты на общем собрании отвергли употребление мяса как вредного для здоровья, но это ничуть не влияет на их самочувствие и активность: вставая в полпятого утра, ребята до самого отбоя (21.00) сохраняют отличную работоспособность и усвояемость знаний. Причем дети не только учатся, но и работают в столярных мастерских, швейном цехе, на растворобетонном узле, пилораме. Ведь красочные уютные терема они не только проектируют, строят, отделывают, расписывают

Холл школы Щетинина
Холл школы Щетинина

Двор школы Щетинина
Двор школы Щетинина
Источник фото: rojdenierus.ru/forum/


Здесь, в отличие от любой городской школы, включают ребят в работу, приучают самостоятельно мыслить. Об этом же мне говорили многие лицеисты. Причем на "зомбированных сектантов" они вовсе не походили. Свободные, раскованные, но чрезвычайно вежливые, с живым блеском умных любознательных глаз, они охотно рассказывали и о причинах своего приезда сюда, и о жизни лицея.
И конечно, удивляли.
Например, двенадцатилетняя Аня Пастухова здесь всего полгода, но уже освоила полный курс химии и биологии за среднюю школу:
- Срабатывает метод погружения. Это когда нравящийся мне предмет я "проглатываю" за неделю (к примеру, учебник за 6-й класс), а затем просто и доступно объясняю его содержание товарищу. Ему ведь важны не заумные фразы, а суть явлений, В свою очередь, он мне тоже "по-детски" рассказывает не нравившуюся мне ранее математику. И никакого страха перед "двойками" и наказаниями! А если голова устала, идем заниматься рукопашным боем или хореографией.
- Услышав, что есть такая необыкновенная школа, - рассказывает Иван (фамилию он попросил не называть), - мы всей воскресной старообрядческой школой приехали посмотреть. Поразило, как здесь ребята ясно думают! А терема строят даже девчата и малыши. И все какие-то реактивные, способные быстро переключаться. Очень вежливые: здороваются, сколько бы раз ни увиделись. Вот мы и остались: родители - помочь в стройке, а я, два брата и сестра - учиться.
Михаил бросил Краснодарский сельскохозяйственный институт и поступил здесь на истфак. Два года назад он здесь же женился и уехал к родителям. Там работает и учится.   ...вся статья




24 мая 2000г.
ИА “ТЭНГРИС”
Сергей Шувалов
«В новый век - с новой элитой»

Воспитанники Лицея резко контрастируют с представителями современного “поколения MTV”. Когда щетининских ребят спрашивают о том, какова их главная цель, они отвечают - служение России.

В Лицее дети прежде всего учатся “правополушарнаму” - творческому и активному подходу к жизни. Этому служат как специальные занятия, развивающие образное, творческое мышление, так и весь уклад Школы. Необычные здания, открытые учебные площадки, настенная роспись, подвергающее в изумление гостей Лицея - во всем этом великолепии чувствуется невероятная тяга к прекрасному. Изумление нарастает, когда гости узнают, что все это спроектировано и сделано самими учениками! Трудно поверить, что еще совсем не давно на месте этого, сказочного по своей красоте детского городка, был обыкновенный пустырь.  ...вся статья


Знаменитый кубанский педагог Михаил Щетинин посетит Приморье

Михаил Щетинин известен на всю Россию тем, что использует новаторские методы в педагогике, которые способствуют раннему творческому развитию. Его ученики в 14 лет заканчивают среднюю школу, а к 18-20 годам имеют по три высших образования.
Его опыт и его педагогические находки изучают педагоги разных стран.
Неоднократно он становился «Человеком года» в сфере образования.
Всемирная организация ЮНЕСКО трижды признавала разработанную им систему образования лучшей в мире и занесла имя М.П. Щетинина в список величайших людей ушедшего тысячелетия.
Главная цель школы Михаила Щетинина - это духовное возрождение России, служение Отечеству, служение людям.


...педагог-новатор Михаил Петрович Щетинин. Заслуги Учителя признаны в России и за рубежом.

Разработанную Щетининым систему образования ЮНЕСКО удостоила медали «Лучшая образовательная система мира». Имя основателя этого научно-исследовательского учреждения ЮНЕСКО занесла в список величайших людей ушедшего тысячелетия.

Попытка встретиться. Школа академика М.П.Щетинина


Российской геральдической палатой Щетинин Михаил Петрович награждёно орденом "За вклад в просвещение".


Школа М.П.Щетинина под Геленджиком. М.П. Щетинин создал новый способ обучения и стиль общения с детьми. Учеба без потери здоровья

М.П. Щетинин показывает, что время на образование можно сильно сжать.

Как примеры опыта М.П.Щетинина: математика плохо идет после физкультуры, но хорошо после музыки.

В школе М.П. Щетинина совершенно другой мир, где нет агрессии.

МОИП, московское общество испытателей природы
- старейшее Российское научное общество,
секция "Охрана природы" - выступление




Школа Щетинина
Школа Щетинина
Автор фото: Ю.В. Кольцов (в период его работы в школе Щетинина)
Источник фото:
Белая Вежа - фото школы Щетинина


В Интернете можно прочесть материал
Ещё раз о школе, или разговор по существу

«Люди по природе чисты. Я верю, что человек добр с самого начала, мы выпестованы такими природой. Эту природу и должна сберечь школа». М.П.Щетинин

«Люди по природе чисты. Я верю, что человек добр с самого начала, мы выпестованы такими природой. Эту природу и должна сберечь школа». М.П.Щетинин
Автор фото: Ю.В. Кольцов (в период его работы в школе Щетинина)
Источник фото:
Белая Вежа - фото школы Щетинина


Сегодня мы хотим познакомить вас с единственной в нашей стране (да и в мире) школой Щетинина, о которой по сей день не умолкают споры.


Вике сейчас 15 лет.
– Вообще у нас не такие занятия, как в обычной школе. Мы как бы живём всем данным. У нас занятия проходят на уровне простого диалога. Так намного легче и легче воспринимать материал, потому что нас учит не один человек, а весь коллектив. В процессе занятия мы как бы совершенствуем знания друг друга.
– Но чтобы вести диалог, вам необходимо знать какой-то материал?
– У нас в школе существует несколько лабораторий: физики, химии, математики, биологии, русского языка, иностранного и так далее. В каждой лаборатории углублённо изучают свой предмет. Я собираю информацию по биологии из различных книг и источников и делаю из данного материал, доступный для восприятия, как ребёнку, так и подростку. И потом выхожу на группу с данным материалом. Я – ведущий группы, но учимся мы все вместе, т.к. любой может дополнить то, чего я не знаю. При этом нас в любом случае контролируют и проверяют взрослые.
А ещё нас учат культуре мышления, учат думать и не бояться выражать свои мысли. Человек думающий, мыслящий – это уже личность. Современная молодёжь, особенно мои сверстники – они не умеют думать. Вернее, умеют, но они забыли, как это делается. Я не боюсь говорить, т.к., если я не права, меня поправят.
– А что ещё, помимо культуры повлияло на твою личность?
– Я думаю, мне показали, что я умею делать. Ограничений для человека, если он их с себя снимает, – нет. Он добиться всего может, благодаря своему желанию и стремлению.
Нас никто не спонсирует. Всё сделано нашими руками: и здания школы, и дома, и огороды. На это уходит много времени и сил. Открыть филиал школы где-либо в другом месте довольно трудно, потому что такие школы многим не выгодны. Потому что наши выпускники умеют и знают намного больше, чем современная молодёжь, и управлять такими людьми невозможно, потому что они знают, что прекрасно, а что плохо. Они знают своё место в жизни и знают свою цель, и, следуя этой цели, уже одним данным только помогают обществу.
– Что бы ты пожелала своим сверстникам в питерской школе, как им жить и оставаться людьми?
– С самого начала всё идёт от родителей. Родителям я бы пожелала не распускать своих детей. Иногда наказывать, иногда поощрять, но знать в этом меру. А сверстникам я бы пожелала быть самими собой. Многие вредные привычки идут от того, что хочется быть похожим на кого-то, чтобы тебя заметили. А ведь можно быть ярким, сиять, но при этом не быть стандартным. Сейчас многие, как штабеля, одинаковы: одинаковые привычки, одинаковые выражения, одинаковая манера поведения. Это не жизнь! Надо быть легко самим собой, жить, как ты считаешь нужным, это, по-моему, главное.


Выступление директора Института международного сотрудничества
А.И.Воробьева-Родосского на пленуме Форума творческой и научной интеллигенции
государств-участников СНГ, Москва, 14-15.04.2006 г.

У М.П.Щетинина за время, отводимое сейчас на курс средней школы, учащиеся проходят его 3-4 раза и в 12-13 лет поступают заочно в ВУЗы, а затем до 16-17 получают еще 1-2 высших образования.

... увлеченность, творчество буквально насыщает их энергией. Никто не болеет, никто не отстает в развитии, все все умеют – прекрасно поют, танцуют, рисуют, лепят, шьют и вышивают, владеют боевыми искусствами, строительными специальностями, основами агрономии. Сами строят себе сказочные терема, выращивают сады, возделывают огороды, проводят опыты со структурированной водой по методу профессора Ю.И.Краснова и получают фантастические результаты (урожай растет в 3-4 раза, вегетация сокращается на месяц, и все это при полном отказе от минеральных удобрений и средств защиты растений).


Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
"Главное для нас - БЫТЬ!" (о школе М.П.Щетинина)

"Мы в Текосе работаем на будущее, - говорит Михаил Петрович. - Многие наши ребята уже выросли из детства, но сохранили главное, что присуще ребенку".

Михаил Петрович не любит программ и методичек. Не меняя сути и не изменяя принципам, он всегда стремится к изменению, усовершенствованию. И за помощью он обращается к детям, принимая любого, у кого есть предложения. И себя он проверяет их поддержкой или отрицанием. В этой школе Жизнь учит Жизни.

Узнать больше:

Учитель Света позволит себе отменить программу, если она противоречит духовно- нравственному и познавательному развитию учеников. «УЧИТЕЛЬ, КОТОРОГО ЖДЕТ УЧЕНИК»


В Интернете здесь http://www.e-puzzle.ru/list.php?c=a-shsh   можно скачать книгу: Щетинин М.П. «Объять необъятное. Записки педагога».

(Там книги находятся в архивном формате.
Когда Вы скачали файл с книгами, правой кнопкой мыши нажмите его.
В появившемся меню выберите "Извлечь в текущую папку"/"Extract here" и нажмите этот пункт меню левой кнопкой мыши.
Если в появившемся меню нет пункта "Извлечь в текущую папку"/"Extract here", значит, на Вашем компьютере не установлена программа WinRar.
Чтобы установить себе эту программу, правой кнопкой мыши нажмите эту ссылку, в появившемся меню выберите пункт "Сохранить объект как..."/"Save as..."  и щёлкните по нему левой кнопкой - программа скачается на Ваш компьютер.
Зайдите в ту папку, куда Вы скачали программу.
Чтобы установить программу, щёлкните по ней левой кнопкой мыши. В появившемся окошечке внизу выберите кнопку "Install". Программа установлена.)

Щетинин М.П. «Объять необъятное. Записки педагога» - читать он-лайн





Дальше - Школа Щетинина. Дети школы Щетинина:
"каждый вечер мы продумываем, моделируем предстоящий день.
Представляем образы, которые будут в нашем доме...
Мы все это делали с любовью, старались своим состоянием привнести в будущее только хорошее, радостное.
— Откуда вы берёте знания, способности? — От звёзд"


Сайт управляется системой uCoz