Статьи

Сфера образования

"СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА: ЧЬИМ ИНТЕРЕСАМ ОНА СЛУЖИТ? "

Так сложилось, что система образования стала частью моей жизни. Я – учитель по профессии, имею десятилетний опыт работы в школе, а так же мать двоих детей-старшеклассников. Проблемы педагогики волновали и волнуют меня как на работе, так и дома. Испытывая чувство уважения и сострадания к коллегам, не могу умалчивать о той вредоносной и разрушительной силе современной педагогической системы, в которой находятся наши дети, все человеческое сообщество.

Современная педагогическая система воспитания и образования, основанная на ложных ценностях и иллюзорных перспективах, настолько глубоко внедрилась в сознание воспитателей и учителей, что те, в большинстве своем, безропотно принимают как руководство к действию любые инструкции и рекомендации, забывая порой об имеющем место живом, подвижном, изменяющемся и развивающемся духовно-нравственном аспекте индивидуальности ребенка. Взаимоотношения, основанные на принципах сотрудничества между учителем и учеником, многие педагоги даже не допускают в своем сознании. В работе они руководствуются страхами. Они боятся потерять контроль над детьми, боятся проверяющих органов, собственной дирекции, боятся потерять работу и мн. др. К чему же устремляются сегодняшние учителя?

Сегодня наши учителя заботятся, прежде всего, о своей зарплате, о своей репутации, о возвышении в глазах коллег, начальства, о своем комфорте в рабочей атмосфере, но никак не о комфорте ученика. Прикованный к стулу и парте, недвижимый на протяжении 6 – 7 уроков, ограниченный в проявлении своих чувств, эмоций и намерений, ученик не просто раб школьной системы. Он в будущем асоциальный тип. О каком обществе будущего тогда идет речь? Кого воспитывает современная педагогика? Чьим интересам она служит? Очевидно, что интересам жизни, развитию ее основ педагогика не служит!

Возмутительно, что сегодняшняя школа не позволяет учащемуся иметь собственное мнение, а точнее, выражать его. Все, о чем говорит или пишет ученик, должно соответствовать школьной программе, а не его собственному видению или мировоззрению. Таким образом, школьная программа лишь загоняет ребенка в определенные рамки, как овечку в стадо, пытаясь удерживать его сознание на определенном ограниченном уровне. Не потому ли современные дети, сопротивляясь ложному пути развития, становятся все более неуправляемыми, ленивыми в учебе, грубыми со старшими? Не умея в конструктивном диалоге подобрать слова и грамотно выразить свои чувства, ребенок просто бунтует. А ведь это нормально! Ибо сегодня педагогика в основе своей слепа, глуха и нема к внутреннему миру ребенка.

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМИССИИ

Сегодня все большее количество детей вызывают трудности в работе учителей. Во всех областных и районных центрах созданы медико-педагогические комиссии. В их состав входят учителя, психологи, логопеды, врачи – специалисты, чья задача состоит в том, чтобы повесить бирочку на дальнейшей судьбе ребенка: пригоден или непригоден к усвоению свышенавязываемой программы. Если пригоден – в стадо овечек, чтоб был как все, если непригоден – туда, откуда возврата нет: в спецшколу.

По сути, никто из специалистов этих медико-педагогических комиссий не желает взять на себя ответственность понять причины нестандартного поведения или реагирования ребенка на окружающий мир. В их задачи не входит помочь ребенку. В их задачи входит помочь учителям и воспитателям «работать в нормальных условиях». Очень точно по этому поводу выразился Ш.А.Амонашвили, сказав, что спецшколы – это раковая опухоль на теле педагогики. Сама педагогическая система загнала себя в угол, расписавшись в собственном бессилии по отношению к детям. Современные педагоги забыли, что не дети служат их интересам, а они служат интересам детей, не семья помогает школе, а школа помогает семье! И если воспитателям и учителям трудно работать с некоторыми категориями детей, то не от детей надо избавляться, а от несостоявшихся учителей! Ведь не для учителя создана школа! Шалуны, отсталые дети, тугодумы – это же лучшая возможность для педагога стать настоящим Учителем. Учитель должен совершить подвиг, суть которого в том, чтобы изменить своё сознание, найти духовную общность с детьми, облагородить среду вокруг ребёнка. Школьная программа – это мизер, который может сделать учитель. Более важная задача – пробудить в ребёнке духовность, взрастить в нём порядочность, выработать ответственность, раскрыть любовь, а не выполнить задачу программы и оценить уровень усвоения лишних и фальшивых знаний. Завтра жизнь предстанет перед ребёнком в новой перспективе, и то, что было парадигмой сегодняшнего дня, не будет таковой завтра. Так стоит ли акцентировать внимание и использовать внутренние резервы детей для усвоения того материала, который завтра потеряет свою актуальность? Намного эффективней было бы использовать человеческую энергию для раскрытия и утверждения в личности ребёнка вечных, духовных истин. Как?

Учитель, оглянись вокруг. Сколько подсказок нам дано теми, кого зовут УЧИТЕЛЬ. Сколько МАСТЕРОВ педагогики готовы и желают бескорыстно поделиться своим опытом, мастерством, знаниями, рекомендациями. Прочитайте труды педагога – гуманиста Марии Монтессори о полной свободе самовыражения и действий детей-дошкольников, познакомьтесь с гуманно-личностной педагогикой Шалвы Александровича Амонашвили, каждому доступен для ознакомления опыт разновозрастных классов школы М.П.Щетинина. Современным воспитателям и учителям есть чему учиться, есть, у кого учиться. Вопрос лишь в том – хотят ли? Так чьим же интересам служит учитель?..

НУЖНА ЛИ ШКОЛЬНАЯ ОЦЕНКА

Школьная оценка стала главным стимулирующим фактором для управления сознанием детей. Поставил учитель низкую оценку, отругали родители. И совместно эти «педагоги» подталкивают ребенка принять для себя за истину ту точку зрения на мир, на которую ориентирует учебный материал, а не система его внутренних ценностей. Индивидуальность просто расплющивается под прессингом оценочной системы образования. Самопроверка, самоконтроль и самооценка как компоненты учебно-познавательной деятельности ушли на задний план. Личность ребенка не растет. Он, как слепой котёнок, доверяется учителю. Усиливается его равнодушие, пассивность, инертность. Следуя инструкциям, учитель лишает ребёнка развития.

Вникните в смысл слов: развитие и образование. Они ведь совсем не подразумевают зазубривание конкретного материала. Воспитание – это вовсе не дрессировка детей как послушных существ. Воспитание и образование – это не закрепление навыков и умений. Развитие, воспитание и образование – это процесс установления духовной общности учителя с каждым учеником в классе. Это помощь каждому ребёнку обращать внимание на свой внутренний мир, где Вечность, Истина и вся Вселенная. Перед учителем стоит более важная задача, чем выполнить программу – это пробудить духовность в ребёнке, взрастить в нём чуткость, доброжелательность, правдивость, сопереживание, отзывчивость, сочувствие, чистоту. Какими же критериями можно оценить эти качества? Какой статистической обработке, тестированию, технологизации они подлежат? Оценка – это переосмысление ребенка, а не ярлык в аттестате зрелости.

Задумайтесь только: в 1943г. Решением Политбюро ЦК КПСС была утверждена в жизнь школьная отметка. Какая же это педагогика, когда всё решает партия? В 1928г. В СССР была окончательно запрещена система Монтессори, как не соответствующая основным постулатам новой руководящей и направляющей коммунистической партии. А ведь система дошкольных учреждений М.Монтессори получила широчайшее распространение в разных городах тогдашней России! Кому же стало невыгодным создание общества свободных в своем творческом проявлении людей? Кому это невыгодно сейчас? Сегодня осталась пыль от бывшей КПСС, а наша педагогика всё ещё следует её постулатам… Если передовые педагогические идеи не находят поддержки в верхушке воспитательно-образовательной пирамиды, то очевидно, что она преследует совершенно иные цели, чем забота о будущем государства. И если учитель лишь слепо выполняет приказы сверху, то его сознание ещё слишком узко, чтобы быть УЧИТЕЛЕМ.

А жизнь между тем не стоит на месте. И новые поколения детей, сопротивляясь догматичной педагогике, вносят свои коррективы. «Ясно, что природа включает миссии, которые она поручает детям – побудить нас, взрослых, для достижения высшего уровня. Дети ведут нас на высшие уровни развития человеческого духа, и посредством этого решаются материальные проблемы.

Это не назидание, а, скорее всего, напоминание, а для наших учителей – призыв, вид обучающей программы, нашей единственной программы:

« О, Господи, помоги нам вникнуть в секрет детства, чтобы мы могли знать ребёнка, любить и служить ему в соответствии с законами Твоей справедливости и следовать Твоей воле!»(М.Монтессори, Помоги мне сделать это самому. Москва,2006)

Виктория Сайко,консультант по вопросам духовной психологии


Сайт управляется системой uCoz